Сценарии, пьесы и инсценировки Олеси Емельяновой 

БИБЛИОТЕКА:

 Пьесы, сценарии
Стихи и загадки
Сказки и басни
Детские песенки
Статьи и проза
О ПРОЕКТЕ

КАТАЛОГ:

 Настольные игры
 Кукольный театр
 Детское творчество
Премьеры спектаклей
 Игрушки
НОВОСТИ

МАСТЕРСКАЯ:

 Распечатай и играй
 Игры своими руками
 Домашний театр
 Детские праздники
 Сделай сам
ОБ АВТОРЕ
 

Статьи Олеси Емельяновой

Еще по этой теме...

Когда и для чего нужны настольные игры и могут ли они принести вред вашему ребенку

Играем в настольную игруНастольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом. Но в этой статье речь пойдет только о соревновательных развлечениях для нескольких участников с четкими, оговоренными заранее правилами. Я предлагаю вам более широко взглянуть на них, их значение и влияние на маленьких и больших игроков.

Игрушечный домикНастольные игры входят в жизнь ребенка не сразу. Сначала малыши открывают для себя мир сюжетных предметных игр без четких правил: «магазин», «больница», «дочки-матери». Предназначение игр-импровизаций – помочь ребенку понять, что и как происходит вокруг него: как устроен магазин, семья, дом, огород. Многократное проигрывание знакомых сюжетов с помощью игрушек помогает ребенку в этом, как помогает счет на пальцах или счетный материал, пока ребенок не научится считать в уме. В таких играх в голове малыша происходит серьезная работа по раскладыванию и сортировке приобретенных знаний и навыков, формируются соответствующие нейронные связи. Ребенок полностью сосредоточен на своем занятии, и другие участники не так важны и даже мешают, что часто можно наблюдать в детском саду или в дворовой песочнице. Поэтому и настольная игра в возрасте до 3 лет должна быть только обучающим или развлекательным занятием для ребенка под руководством взрослого, а вовсе не тем полноценным соревновательным процессом, который все мы подразумеваем, произнося «настольная игра». Да и коммуникативное понятие выиграл-проиграл для малышей еще не приобрело достаточной для того, чтобы стать весомым стимулом, определенности. Поэтому, покупая настольные игры для самых маленьких, отдавайте предпочтение тем, что соответствуют особенностям возраста, содержат простые и понятные тематические картинки, загадки, потешки и задания, а не являются попыткой хоть как то адаптировать и упростить для малышей игры, предназначенные для детей более старшего возраста. Такие варианты чаще всего для малышей неиграбельны. Нельзя забывать и о том, что указываемые на коробках сведения о возрастной адресации нередко носят не педагогический, а физиологический характер, и надпись «Игра для детей от 3 лет» означает не то, что нормально развитому трехлетнему ребенку посильно и полезно играть в нее, а то, что взаимодействие с ее комплектующими безопасно для его здоровья. Это часто сбивает с толку покупателей игрушек и заставляет совершать преждевременные разочаровывающие покупки, которые приходится откладывать на потом. Однако многие родители, не сумев применить игрушку сразу, считают ее плохой и больше к ней не возвращаются. На мой взгляд, не правильно оставлять педагогическое применение игрушки полностью на усмотрение родителей, которые могут и не иметь необходимых для этого познаний, и сведения на коробке должны задавать правильные возрастные ориентиры ее использования по назначению.

Играем в гостиС игрушками и картинками малыши могут подолгу играть самостоятельно, а активное вовлечение в сюжетную игру сверстников происходит позже, когда ребенок в сами игрушки уже наигрался и с их помощью создал в мозгу позволяющую действовать адекватно картину повседневно окружающего его мира. После этого ребенок переключается на непосредственное свое с ним взаимодействие и изучает уже не только его устройство, но и характеры других людей. Знакомая сюжетная игра для ребенка старше 4 лет больше повод для общения, чем необходимость. Ребенок открыто проявляет свой характер и получает на него искреннюю и беспощадную реакцию других детей, которые обычно не так терпимы и тактичны, как окружавшие его до этого заботой взрослые. Тут выяснится всё – смельчак он или трус, лидер или аутсайдер, красавец или чудовище, наездник или верблюд. Процесс игры-импровизации становится неравнозначным для его участников – один все берет в свои руки, командует и творит, что вздумается, а другой не может себя проявить из-за слабости, уступчивости или сговорчивости, становясь просто пешкой в чужой игре. При этом совсем не факт, что предложенный лидером вариант игры – лучший.

Играем в шахматыВот тут-то, в 5-6 лет, и наступает самый подходящий момент для настольных игр. В отличие от игры-импровизации, у настольной игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Он начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. И, что самое главное, всё это нельзя не потому, что так решила мама, или так захотел кто-то наглый и напористый, а потому что так все вместе заранее договорились. Эта добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывает в ребенке ни много ни мало способность быть созидательной частью чего-то большего, чем он сам – семьи, школьного класса, общества. Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Научите своего ребенка играть в настольные игры с правилами, и вам будет гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Осознав, что такое правила и поняв, что их соблюдение сближает и объединяет, ребенок уже не будет воспринимать распределенные между членами семьи обязанности как насилие и унижение, которых можно избежать хамством и психологическим доминированием, перестанет пытаться все время сесть на голову по законам дикой стаи. Я много лет наблюдала, какое влияние оказывают настольные игры на детей и взрослых и могу с уверенностью сказать, что даже «трудные» дети и родители с их помощью становятся «легче» и дисциплинированнее.

Настольная игра это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.

Если же ребенку 5-12 лет будут доступны только компьютерные игры, в которых тоже есть правила, но нет возможности их нарушать и нет живых игроков-свидетелей, то вместо умения уживаться с другими людьми он научится только избегать всех, кто ему неудобен, и прятаться в виртуальной реальности. Поэтому даже если вы ярый приверженец компьютерных технологий, всё равно подарите своему ребенку хотя бы одну хорошую настольную игру и научите его и его друзей играть в нее вместе. Это даст детям важный опыт терпимости к характерам друг друга и взаимоуважительного живого общения.

Конечно, с возрастом игра перестает быть необходимым связующим фактором отношений. К 12-14 годам подростки уже способны проводить время, открыто проявляя личный интерес друг к другу и обсуждая интересные им темы вне игрового процесса. Это признак взросления и сформировавшейся осознающей себя личности. Игра с ее адаптивными функциями отступает на второй план, но на протяжении всей жизни продолжает оставаться и приятным развлечением и надежным способом завязывать знакомство и поддерживать отношения.

Взрослые настольные игрыО пользе и роли настольных игр я рассказала уже достаточно, но в связи с этим не может не возникнуть вопрос, на самом ли деле все настольные игры такие замечательные и полезные. Мне много раз приходилось сталкиваться с людьми, которые думают, что никакая игра не может навредить, ведь в ней всё не реально. К сожалению, это не так. Настольная игра – это не только соблюдение правил и общение, но и цель, которой нужно достичь. От этой цели и способов ее достижения во многом зависят польза и вред каждой конкретной игры.

Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое ни с чем не сравнимое чувство, момент триумфа, возвышающий нас в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно для ребенка переносится на принятие цели игры, какой бы она ни была. Конечно, есть много благородных, нейтральных и абстрактных целей – составить комбинацию, спасти, найти, прийти, заработать, построить, но есть и цели аморальные – убить, украсть, совершить теракт, угнать чужую машину, обмануть, предать друзей. Список можно продолжить. Победа в такой игре придает всем этим преступлениям романтический и героический оттенок, становится морально-приемлемым средством достижения своих целей, а это легко может перекинуться на реальность в самый неподходящий момент и подтолкнуть к неверному решению. Одно дело, когда в роли «плохого» выступает сама игра, а другое, когда живой человек сознательно берет на себя роль злодея или преступника и объединяет с ним свои стремления, пусть даже на короткое время игры. Обычно, маленькие дети категорически не хотят играть за злодеев, а иногда начинают бояться детей и взрослых, с готовностью выступающих в играх в подобной роли. Может быть, они и правы. Так что взрослым не мешает лучше следить за тем, во что играют их дети и на этапе становления личности и формирования моральных устоев ограждать ребенка от плохих примеров для подражания и выработки ошибочных поведенческих схем. Я не говорю, что ребенок не должен знать, что в мире существует зло, обман, подлость и другие гадости, но он не должен быть лично причастен к их совершению пусть даже в игре и понарошку, не должен учиться равнодушно абстрагироваться от создавшейся в игре некомфортной морально-этической ситуации или смиряться с ней, полностью уравнивая в своей душе добро и зло, привыкать избегать оценки своих и чужих поступков, не задумываться и не вмешиваться.

Отдельного разговора заслуживают настольные игры-«войнушки». Они вызывают много споров. Лично я не могу безоговорочно отнести себя ни к их противникам, ни к их сторонникам. Выступая в роли полководца и манипулируя многими фишками, игрок сражается просто за победу и абстрагируется от ужасов военных действий – он сам никого не убивает, а просто отдает приказы тем, кто готов их исполнять и наблюдает за последствиями. Поэтому шахматы, шашки или сражения выдуманных армий друг с другом не сделают ребенка жестоким и кровожадным маньяком и ничему плохому не научат. В них нет реального повода принимать чью-либо сторону. Такая «войнушка» превращается просто в стратегическое и тактическое противостояние игроков, в полезное упражнение для развивающегося ума. Сражаются ли друг с другом орки и гоблины, волшебники и драконы, космические флотилии или боевые роботы – все это, на мой взгляд, нормально, пока разыгрываемый сюжет не становится повторением реальных исторических событий особенно тех, которые напрямую касаются страны, где играют в такую игру. Россиянину может быть без разницы, кто победил, орки или гоблины в фэнтази-сражении или даже греки или персы в Марафонской битве, но точно не должно быть безразлично, кто одержал победу на Куликовом поле или в битве на Курской дуге. Здесь уже не может быть речи об отстраненности и непричастности, поскольку есть объективно плохие и объективно хорошие, чужие и свои, и игроку самому сознательно придется встать на сторону тех или других.

БородиноМожно возразить, что деление на плохих и хороших неотъемлемая часть любых ролевых игр и ничего от этого ужасного не происходит. Но разве в импровизационной детской игре в войнушку хоть раз победили фашисты или в разыгрываемом ежегодно Бородинском сражении – французы? Нет! Те, кто играют за "плохих" в играх-театрализациях знают, что их герои обречены на поражение и признают справедливость этого, а их участие только подтверждает главную правильную мысль. Однако настольная игра – это не спектакль, у «плохих» по законам жанра не меньше шансов победить, чем у «хороших». Каждый игрок хочет выиграть и считает себя в этом правым.

ВетеранНо разве тот, кто играл за фашистов и победил, пойдет хвалиться такой победой своему дедушке или прадедушке ветерану Великой отечественной войны? В честном ответе на этот вопрос и содержится вся правда о пользе и вреде таких игр. Для меня это однозначное «нет». И это вовсе не «квасной патриотизм», а та грань, перешагнув через которую, человек утрачивает часть своей души и становится нравственно-неполноценным калекой. Потеря любви и уважения к Родине и людям, защитившим и прославившим ее, так же ужасна, как потеря любви и уважения к собственной семье.

ФашистыЭто трагедия, для которой желание поразвлечься повод явно недостойный. Играть в настольной игре за фашистов или хазар против русских для русского человека то же самое, что бить колотушкой на сельской ярмарке не огородных вредителей, а кукол, изображающих членов его собственной семьи. Подумайте об этом прежде, чем вручить своему ребенку игру, где он сможет искренне порадоваться победе врагов-захватчиков над славными защитниками своей Родины.

Однако для игры важна не только цель, но и способы ее достижения. С этим сложнее. Если цель игроков можно понять сразу из аннотации на коробке или в интернет-магазине, то пути к победе – только из правил. Поэтому, прежде чем покупать игру, не помешает найти обзорную статью, описывающую игровой процесс хотя бы в общих чертах. Хорошо, когда игра позволяет победить самому умному, доброму, храброму, честному или просто удачливому, но она может своими правилами также узаконивать неблаговидные поступки и вынуждать игроков их совершать, внушая им, что именно так достигаются победы, и глуп тот, кто так не делает. Конечно, взрослому с уже сложившимся моральным обликом такая игра вряд ли повредит, но ребенок с готовностью усвоит плохой урок и обязательно применит его на практике. Лично я считаю, что игроки-рыбаки не должны красть чужой улов, а игроки-бизнесмены взрывать магазины друг друга или совершать другие рекомендуемые им правилами игры подлости и гадости.

Настольная игра для выращивания эгоистокМеня огорчают игры, которые учат маленьких девочек, что после трех ссор с мужем должен последовать развод, игры, на коробках которых написано «Подставляй друзей!» как рекламный лозунг, и другие «шедевры» людей, которые либо не хотят понимать, что и зачем они делают, думая, что все это просто безобидный «прикол», либо считают свою бесчестность, беспринципность и распущенность нормой. Особенно это касается переполненных абсурдом пародийно-юмористических игр, призванных поддержать беспомощный подростковый бунт против всего общепринятого. Конечно, бунтующий подросток поёрничает и забудет, избавившись от влияния таких игр вместе с прыщами, но, если их купить ребенку, еще не доросшему до проверки на прочность усвоенной им картины мира путем ее отрицания, то он отнесется к их содержанию вполне серьезно и как губка впитает заложенные в них авторами гипераморальность, гипержестокость и гиперглупость, и это будет уже совсем не смешно. Раньше такой проблемы не существовало, поскольку такие игры просто не производили, а испытывающие в них потребность старшие школьники, студенты и те немногие взрослые, кто не смог это в себе перерасти, делали их для себя сами, не вовлекая в это детей младшего возраста, которые еще только складывают в своем мозгу общую картину мира, нравственности и человеческих отношений.

Настольные игры Олеси ЕмельяновойВ настольную игру играют помногу раз, и любой урок будет усвоен. Если вы заботитесь о своем ребенке, то не забывайте об этом и учите его только тому, что сделает его лучше, а правильно выбранные настольные игры, в которых достойная цель достигается достойными средствами, обязательно помогут вам в этом. По крайней мере, я стараюсь, чтобы мои игры были именно такими.

© Автор статьи. Олеся Емельянова. 2009 г.

Написать автору: olesya--emelyanova@ya.ru.


-

Смотрите также:

Настольные игры. Развивающие и обучающие, приключенческие и экономические, тактические и логические настольные игры для детей от 3 до 14 лет и их родителей.

Статьи. Сборник полезных и познавательных статей для родителей, воспитателей, педагогов, производителей и продавцов детских игр и игрушек.

Вернуться к началу страницы...

Рейтинг@Mail.ru

Статьи Олеси Емельяновой